Питание

1. Соответствие организации питания в ДОУ требованиям законодательства в сфере образования

1.1 Систематизация нормативно-правовой базы по организации и контролю питания в дошкольных образовательных учреждениях: наличие пакета документов в ДОУ федерального, областного, муниципального уровней, регламентирующие организацию детского питания в МБДОУ:

Локальные акты по организации питания в ДОУ

1. Положение об организации питания МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
2. Положение о Совете по питанию МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
3. Положение о бракеражной комиссии МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
4. Положение о приемочной комиссии МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
5. Приказ "Об организации питания в МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
6. Приказ «О создании бракеражной комиссии»

1.2 Отсутствие (наличие) предписаний надзорных органов по организации питания в ДОУ 

По итогам 2018 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.3.Наличие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов

Отсутствуют штрафные санкции по итогам проверок надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.4.Результаты исполнения предписаний

По итогам 2018 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.5.Отсутствие жалоб со стороны родителей на организацию питания в ДОУ

Отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей на организацию питания в МБДОУ д/с №141 г. Пензы «Маленькая страна».

2 Делопроизводство организации питания в ДОУ

2.1 Наличие документации по организации питания

В ДОУ имеется в наличии следующая документация:

  • Журнал учета продуктов;
  • Журнал бракеража сырой продукции;
  • Договоры на оказание ветеринарных услуг;
  • Декларации и сертификаты на продукцию;
  • Технологические карты;
  • Журнал питьевого режима;
  • Тетрадь контроля за закладкой продуктов на пищеблоке;
  • Журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
  • Журнал учета биологических отходов;
  • Журнал «Здоровье»;
  • Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
  • Журнал отходов;
  • Журнал разделки мяса;
  • Санитарные требования к состоянию пищеблока;
  • Инструкция по измерению объема блюд;
  • Инструкция по правилам кулинарной обработки продуктов;
  • Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование;
  • Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.
  • удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;
  • свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение).

2.2 Наличие 10-ти дневного меню, утвержденного руководителем ДОУ

Питание организовано в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ №141 г.Пензы «Маленькая страна», с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Меню разработано совместно шеф-поваром, экономистом и медицинским работником детского сада. Составляя меню, сотрудники в детском саду учитывали: суточный набор продуктов и норм питания на одного воспитанника; объем порций; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; нормы потерь при холодной и тепловой обработке; данные о химическом составе продуктов и блюд.

2.3.Наличие технологических карт

В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Технологическая карта включает в себя следующую информацию: рецептура (раскладка продуктов); пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы); технологическая карта приготовления блюда в ДОУ (технология приготовления блюда, органолептическая оценка (оценка качества) блюда).
Технологические карты разработаны с использованием сборника технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных организаций и детских оздоровительных учреждений под общей редакцией профессора Перевалова А.Я. Данный сборник рекомендован для питания детей дошкольного возраста Уральским региональным центром питания, сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях под общей редакцией Могильного М.П., Тутельяна В.А.

3 Организация питания на пищеблоке ДОУ

3.1 Наличие помещений пищеблока в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Помещение пищеблока оборудовано: горячий цех, мясной цех, овощной цех.

3.2.Наличие технологического оборудования пищеблока, его состояние

Техническая база пищеблока ДОУ - устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все технологическое и холодильное оборудование исправно (наличие технических паспортов акт о готовности технологического оборудования на 2018-2019 г.г. ООО «СПЕЦЭЛЕКТРОМОНТАЖ») и готово к эксплуатации. Технологическое оборудование оснащено локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.

В наличии имеется: жарочный шкаф, электрические плиты, кипятильник водонагревательный, мембранный бак для системы водоснабжения, универсальный привод, мясорубка для вареного мяса, мясорубка для сырого мяса, холодильные машины, морозильная камера, картофелечистка, универсальный привод для сырых овощей, миксер.

3.3.Соответствие оборудования пищеблока требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13

Пищеблок оснащен производственным инвентарем, кухонной посудой. На складе все продукты хранятся на стеллажах и подтоварниках, согласно требованиям ГОСТ.

Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают предъявляемым требованиям:

  • наличие цельнометаллических столов, предназначенных для обработки пищевых продуктов;
  • наличие для разделки сырых и готовых продуктов отдельных разделочных столов, промаркированных ножей и досок;
  • наличие посуды, изготовленной из безопасных для здоровья человека материалов, используемой для приготовления и хранения пищи;
  • наличие маркировки для кухонной посуды, столов, оборудования, инвентаря.

Моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

3.4.Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов СанПиН 2.4.1.3049-13

Для разделки сырых и готовых продуктов имеются отдельные разделочные столы, ножи и доски. Кисель и компот готовят в посуде из нержавеющей стали. При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассирование, тушение (жарка не допускается). В целях профилактики гиповитаминозов у детей круглогодично проводится искусственная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.

3.5. Санитарное состояние пищеблока, кладовых ДОУ

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке ДОУ регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке.
На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.). Установлена душевая кабина для сотрудников пищеблока.

4 Организация питания детей в группе

4.1 Создание безопасных условий и гигиенической обстановки при подготовке и во время приема пищи

Процесс приема пищи детей происходит по группам, где на специально отведенной территории установлены столы и стулья. Помощники воспитателя получают блюда на раздаче, на кухне и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда в определенное время с разницей в 3-5 минут, согласно утвержденному графику выдачи пищи. Кухня (пищеблок) находится в помещении ДОУ на первом этаже. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещено. Перед каждой раздачей пищи детям помощник воспитателя проветривает помещение промывает столы горячей водой с мылом, тщательно моет руки, надевает специальную одежду для получения и раздачи пищи, сервирует столы в соответствии с приемом пищи и возрастом детей. Обязательным условием проведения процесса питания является подготовка помещения: правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей (столы и стулья соответствуют росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами). В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность питьевой воды через ее кипячение и сменой воды каждые 2 часа, что обеспечивает удовлетворение детей в жидкости в течение всего дня.

4.2 Воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи

Важным фактором обеспечения благоприятных условий приема пищи является подача пищи и постепенная смена блюд. Смену блюд мы производим после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. В процессе еды воспитатели следят, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости, воспитатель, не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает правильные способы обращения со столовыми приборами. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания - о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, являются предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми в совместной образовательной деятельности.

В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. В группах младшего возраста, с культурно-гигиеническими навыками, культурой еды, воспитанники знакомятся в процессе игры с любимой игрушкой («Покормим куклу Катю», «День рожденья Аленки»). Действуя с куклой, воспитатель обучает элементарным, но важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, в старших группах - ножом), контролировать свой внешний вид во время еды, а пользоваться по мере необходимости салфеткой. В старших группах воспитанники изучают правила общепринятого этикета: учатся вести себя в общественных местах (в кафе, ресторанах, гостях) закрепляются эти правила в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Семья», «В гостях», «День рождение друга (подруги)», а также на досугах и праздниках. Данный вид деятельности считаем актуальным и продуктивным, отвечающим современным запросам родителей.

4.3.Соблюдение требований сервировки с учетом возраста детей. Эстетика сервировки

Каждая группа обеспечена необходимой посудой и приборами в соответствии с возрастом и количеством детей: устойчивые чашки с блюдцами (бокалы), небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные и столовые, плоские вилки, неострые ножи.

Ежедневно столы накрываются скатертью или моющейся индивидуальной салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола. В каждой группе воспитатели совместно с родителями разработали дизайн скатертей и пошили праздничные скатерти и салфетки на столы.

Дети активно принимают участие в дежурстве. Дежурство - «традиционная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Дежурства помогают решить вопросы нравственно - этического воспитания детей. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми. Благодаря дежурству в детях воспитываем ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду. Для детей младшего возраста, с учетом их возможностей, дежурство носит характер поручений, которые предлагает взрослый. Ребенок раскладывает на столе ложки, ставит салфетницы, хлебницы. В старшем возрасте дети самостоятельно накрывают столы.

Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство». Расположены они так, чтобы дети могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.

4.4.Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания (подготовка детей к приему пищи; организация гигиенических процедур; обстановка в группе во время еды; формирование навыков пользования столовыми приборами)

В режимных процессах у детей мы формируем навыки личной и общественной гигиены, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяем взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью мы создаем условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков и пользования столовыми приборами происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обстановка в группе во время еды - спокойная обстановка. Воспитатели обладают умением преподнести блюдо (нелюбимое, новое), обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид (вид, вкус, запах, полезность).

5 Организация контроля организации питания в ДОУ

5.1 Осуществление административного контроля

В ДОУ выработан алгоритм организации контроля за детей. Административный контроль организации и качества питания осуществляется заведующим, заместителем заведующего, медицинской сестрой, в рамках полномочий, согласно утвержденному плану контроля, или в соответствии с приказом заведующего ДОУ.

Для осуществления некоторых видов контроля организованы специальные комиссии, состав и полномочия которых определяются и утверждаются приказом заведующего ДОУ. К участию в работе комиссий, в качестве наблюдателей, привлекаются члены Совета ДОУ, родительского комитета и Педагогического совета. Основаниями для проведения контроля являются: план-график; приказ по ДОУ; обращение родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ по поводу нарушения
 Ежедневно членами администрации проводится контроль за соблюдением  натуральных норм питания, качеством приготовления пищи. Проверяются сроки  хранения и своевременного использования скоропортящихся продуктов. Калорийность пищевого рациона находится под контролем и отмечается в сводной таблице. Выдача продуктов в группы происходит в соответствии с графиком режима питания. Медработник при поступлении в детский сад продуктов следит за качеством  и безопасностью готовой продукции и сырья. Разработаны инструктажи  для работы на пищеблоке. Ежегодно получаем подтверждение на работу вентиляции и т.д. Медосмотр сотрудники проходят согласно утвержденному графику. Вся документация имеется в соответствии с современными требованиями.

Контроль осуществляется с использованием следующих методов: изучение документации; обследование объекта; наблюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; беседа с персоналом; ревизия; инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии утвержденным заведующим ДОУ планом-графиком на учебный год. Нормирование и тематика контроля находятся в компетенции заведующего ДОУ. Оперативные проверки проводятся с целью получения информации о ходе и результатах организации питания в ДОУ. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения предложений и замечаний, которые сделаны проверяющим в ходе изучения вопроса проверяющим.

Таким образом, в Филиале №1 МБДОУ №141 г. Пензы «Искорка» при проверке питания контролируется:

  • качество питания;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • ведение документации по питанию.

5.2. Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации питания детей

Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (карты контроля):
1.Диагностика, регулирование, коррекция (ДРК) санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке в мясо-рыбном (заготовочном) цехе;
2.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (горячий цех);
3.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (котломоечная);
4.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (цех по обработке овощей /первичной, вторичной/);
5.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния в продуктовой кладовой;
6.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния в овощной кладовой;
7. ДРК санитарно-эпидемиологического состояния групп.

5.3. Осуществление оперативного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации питания детей

В журнале «Регистрации температурно­влажностного режима в кладовых (овощная и продуктовая) и холодильном оборудовании» отмечается оптимальный  температурный режим хранения продуктов в холодильниках. Контролируется маркировка посуды, оборудования. Соблюдаются правила и требования транспортировки продуктов. Медработник ежедневно наблюдает за санитарным состоянием пищеблока, групп, кладовых. В «Журнале здоровья» отмечается соблюдение правил личной гигиены сотрудниками. Медработник контролирует мытье  посуды и инвентаря, обработкой скорлупы яиц, использованием дезинфекционных средств.

5.4 Осуществление общественного контроля

Сотрудники ДОУ согласно приказа (по графику) контролируют закладку продуктов в котел. Ежедневно проходит контрольное взвешивание блюд. Периодически родители воспитанников снимают пробу с приготовленных блюд.

Для осуществления контроля организации питания ежегодно создается общественная комиссия, в состав которой входят родители (законные представители) воспитанников Филиала №1 МБДОУ №141 г. Пензы «Искорка».

Содержание и порядок проведения контрольной деятельности членами комиссии определяет «Положение об общественном контроле организации питания Филиала №1 МБДОУ №141 г. Пензы «Искорка».

Общественная комиссия осуществляет свою деятельность в виде плановых и оперативных проверок Плановая – комплексная проверка организации питания в соответствии с утвержденным на календарный год планом-графиком. Оперативная – проверка, проводимая для установления факта нарушения или урегулирования конфликтной ситуации.
Результаты контрольной деятельности общественной комиссии оформляются в виде справки по итогам проведения общественного контроля для анализа выявленных нарушений, принятие мер по их предупреждению и принятия управленческих решений по улучшению организации питания в Филиале №1 МБДОУ №141 г. Пензы «Искорка».

6 Информационное сопровождение организации питания в ДОУ

6.1 Наличие информационных стендов

В Филиале №1 МБДОУ №141 г. Пензы «Искорка» имеются информационные стенды по организации питания в детском саду. Информация на стендах актуальная, сменяемая и соответствует предъявляемым требованиям. Стенды для родителей расположены в группах и около пищеблока.

6.2 Наличие информации на сайте ДОУ

На официальном сайте учреждения имеется страничка по организации питания в детском саду, сертификаты качества поставляемых продуктов питания; информация об объеме поставляемого товарацены поставщиков продуктов питания в учреждении на соответствующий квартал.

6.3 Взаимодействие с семьями воспитанников по организации здорового питания

Анкетирование родителей «Питание детей в семье». 
Оформление информационных стендов.
Ежедневное вывешивание меню в группах.
Консультации «Полезные и вредные продукты», «Питание – основа жизни», «Формирование культуры еды у дошкольников».
Памятки для родителей. «Пять правил детского питания».

Контракт (Поставка говядины) 2020

Контракт (Поставка масла подсолнечного рафинированного) 2020

Контракт (Поставка масла сливочного) 2020

Контракт (Поставка молока) 2020

Контракт (Поставка молока) 2021

Контракт (Поставка мяса птицы) 2020

Контракт (Поставка рыбы мороженой) 2020

Контракт (Поставка сахара) 2020

Контракт (Поставка сахара) 2021

Контракт (Поставка сметаны) 2020

Контракт (Поставка сметаны) 2021

Контракт (Поставка сока) 2020

Контракт (Поставка сока) 2021

Контракт (Поставка сыра) 2020

Контракт (Поставка творога) 2020

Контракт (Поставка творога) 2021

Контракт (Поставка фруктов) 2020

Контракт (Поставка хлебобулочных изделий) 2020

Контракт (Поставка яиц куриных) 2020

Цены на продукты питания за 4 квартал 2020